Нижегородский вокзал

Около Покровской заставы (Абельмановская площадь), сразу за границей Камер-Коллежского вала ранее существовал Нижегородский вокзал. Если посмотреть на современную карту города, то вокзал и сопутствующие строения находились в границах треугольника, очерченного улицами Нижегородская, Новорогожская и Рогожским валом.
Это был второй вокзал Москвы после Николаевского (Ленинградского), но построен он был изначально как временный, так как владельцы Нижегородской железной дороги рассчитывали получить под здание вокзала территорию ближе к центру города, ведь на момент открытия вокзала - 1861 год - Покровская застава была самой настоящей окраиной, до которой, в общем-то, пассажирам было не очень удобно и достаточно далеко добираться. Из-за временности и убогости здания вокзала его, видимо, не рассматривали как интересный объект для съёмок, поэтому фотографий, судя по всему, не сохранилось.

Строительство Нижегородской Железной дороги было начато в 1860 году, а к лету 1861 года уже были проложены рельсы от Москвы до Владимира на отрезке в 177 верст. Казалось бы, дорогу уже можно запускать, но нет: со стороны Москвы дорога начиналась от станции Кусково, от которой до самой Москвы тогда было около семи верст!

Было принято решение построить в Москве у Покровской заставы временное здание вокзала, к которому спешно проложили временный «Андрониевский путь» от Покровской заставы до станции Кусково. Одноэтажный деревянный Нижегородский вокзал, ставший вторым в Москве, был сооружён «на обрезе Рязанского шоссе», в 7-м квартале Рогожской части.

«Пассажиры были разочарованы видом вокзала, – утверждала газета «Московские ведомости» 29 июня 1861 года. – Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге».

Дощатый перрон на Нижегородском вокзале был низким, неудобным для посадки. Дамам приходилось высоко поднимать подолы длинных платьев, что привлекало на вокзал множество зевак-ловеласов. У дверей вагонов наблюдалось обычно столпотворение: нужно было не только взвесить багаж и заплатить за него, но и подождать, пока багажный чиновник не занесет опись вещей в специальную книгу.

В 1896 году в связи со строительством здания Курского вокзала было принято решение его правое крыло отдать пассажирам Нижегородской дороги. Долгое время Курский вокзал так и назывался - «Курско-Нижегородский». До сих пор на Курском вокзале заметны следы этого разделения как бы на 2 вокзала - половина путей являются тупиковыми (сейчас отсюда отправляются электрички), а половина - проходными.

С этого момента Нижегородский вокзал теряет статус вокзала, становится просто товарной станцией и в таком виде существует ещё около полувека - даже во время Великой Отечественной Войны отсюда отправлялись на фронт эшелоны с военной техникой и солдатами. Так же около бывшего вокзала долгое время существовали товарные склады и вагоноремонтные мастерские. Следы этих объектов ещё заметны - характерные стены 4-ой автобазы на Новорогожской улице и закатанные в асфальт на её территории рельсы.

В статье частично использованы материалы Андрея Воронцова из статьи в газете "Гудок", 10.02.2005.
http://gudok.info/index.php/22962