Таганская площадь (Верхняя Таганская, Нижняя Таганская, Октябрьская площадь)

Верхняя Таганская площадь - до 1918 г.
Нижняя Таганская площадь - до 1918 г.
Октябрьская площадь - с 1918 по 1922 гг.
Верхняя Таганская площадь - с 1922 по 1963 г.
Нижняя Таганская площадь - с 1922 по 1963 г.
Таганская площадь - с 1963 г (после объединения Верхней и Нижней Таганских площадей).

На площади находятся выходы с 3 станций метро: Таганская (Кольцевая), Таганская (Таганско-Краснопресненская), Марксистская (Калининская линия)


Изображение - из фондов ЦАНТД

Название площадь унаследовала от стоявших здесь с конца XVI в. Таганских ворот Земляного вала, названных так, в свою очередь, по находившейся здесь Таганной слободе ремесленников (производили трёхногие подставки под котлы – таганы). Представляла из себя две площади, разделённые торговыми рядами. В ходе переименования почти всех улиц и площадей старой Москвы после Октябрьской революции 1917 года выяснилось, что впопыхах Октябрьской, кроме Калужской, стала Таганская площадь, поэтому название Верхней и Нижней Таганским площадам было возвращено.

Таганская площадь – исторический центр нашего района.

Территория площади за несколько веков пережила множество реконструкций и изменений, регулярно составлялись планы её перестройки, но большинство из них так и не были реализованы.

До XVI века здесь было слабо заселённое пространство, на котором только начинали развиваться некоторые слободы, однако в 1591 году при царе Фёдоре Иоанновиче началось сооружение новой оборонительной линии вокруг Москвы - Земляного вала, ставшего границей города. От построенных Таганских ворот веером расходились дороги на Владимир, Нижний Новгород, Рязань и Коломну.

Естественно, за воротами возник рынок привозившихся для продажи в Москве товаров.

Торговля сеном, углём и дровами особенно распространилась здесь с 1683 года, когда с возов с этими товарами стали взимать сбор в казну в городских воротах, а после 1742 года рынок и вовсе разросся, так как полиция запретила торговать возам с деревенскими продуктами на улицах Москвы.

Уже в начале XVIII века на Таганской площади существовали постоянные палатки и даже каменные лавки, а при Мясном ряду (находился в начале нынешней Воронцовской улицы) были устроены бойни, лишь в 1735 году по требовании полиции перенесённые подальше от жилья. Теперь они были организованы "во рву Москвы-реки, расстоянием от неё 55 саженей, от Таганских ворот - 220 саженей на земле государевой".

На углу современных Таганской и Марксистской улиц стояла церковь Воскресения в Таганке, а между ней и Таганскими воротами располагался квартал из лавок и жилых дворов, в перестроенном виде сохранявшийся до 1963 года и деливший современную площадь на Верхнюю и Нижнюю Таганские площади.

В 1773 году на Таганке случился большой пожар, после которого по Указу Екатерины II провели перепланировку кварталов. Таганская площадь получила вид вытянутого с юга на север треугольника с вершинами на современных Верхней Радищевской, Большой Коммунистической и Воронцовской улицах.

В 1775 году "Прожектированный г. Москве план" предусматривал по обе стороны В. Радищевской улицы также создать площадь, однако этот план реализован не был.

В 1798 году был утверждён новый план застройки Таганской площади, в целом повторявший план 1773 года, однако созданный в соответствии с фактической застройкой – власти считали, что каменные торговые лавки сносить недопустимо.

В 1812 году остававшиеся ещё на площади деревянные лавки сгорели и их окончательно сменили каменные.

В 1813 году примерно на месте современного сквера на Таганской площади были возведены каменные торговые ряды по проекту Осипа Бове (спроектировал Большой театр и Триумфальную арку).

К началу XIX века Земляной вал окончательно утратил оборонительное значение, а узкие ворота стали помехой увеличившемуся транспортному потоку. Поэтому в 1820-е годы Земляной вал был срыт, а его место заняло Садовое кольцо.

Следующие глобальные перемены ждали Таганскую площадь уже в советское время. В 1931 году был разработан Генплан развития Москвы. На основании него в 1934 году создан проект планировки Таганской площади, который вы можете видеть на картинке. Данный проект реализован не был и сейчас, стоя на современной Таганской площади, почти невозможно понять, как именно планировалось перестроить площадь. Однако есть основания полагать, что тоннель на картинке соответствует современному тоннелю на Садовом кольце, развилка в верхней части изображения – современные Таганская и Марксистская улицы, а стоящий там обелиск находится примерно на том месте, где сейчас выход со станции Марксистская.

Очевидно, что по этому проекту от исторической застройки района ничего не должно было остаться, многие малые улицы были приговорены к полному исчезновению, а некоторые (например, Большая Коммунистическая и Товарищеский переулок) превращались во внутриквартальные проезды. Ориентироваться по изображению помогает дом в нижней его части – по аргументированному предположению в сообществе ru _msk в livejournal.com это здание всё же было построено практически в том же виде и сейчас находится на Гончарной улице.

До 1938 года Большой Краснохолмский мост выходил на Краснохолмскую улицу (сейчас она называется Народной) и, естественно, основной транспортный поток шёл по ней. В 1938 году был открыт новый Большой Краснохолмский мост, выходящий на Гончарный проезд. Краснохолмкая улица утратила своё значение, движение на ней стало значительно меньше.

Серьёзные изменения произошли на Таганской площади в 1960-х годах, когда были снесены торговые ряды (те самые, по проекту О. Бове) и объединены Нижняя и Верхняя Таганские площади, а также проложен транспортный тоннель Садового кольца.

По некоторым данным в 1970-х годах был разработан новый проект реконструкции площади, по которому многоэтажные жилые дома должны были полукругом охватить площадь с востока, а Воронцовская и Б. Коммунистическая улицы прошли бы в арках этих домов. Проект реализован не был, только в 1974-76 годах в начале Марксистской улицы построены несколько многоэтажных высоток.

В 2002 году принято постановление правительства Москвы "О градостроительном плане развития территории Таганского района на период до 2020 года", предусматривающий очередную реорганизацию движения на площади. Будет ли реализован он – неизвестно.

//Спасибо И.А. Соловью за помощь в подготовке материала.